GODESS / GRASS

Разработанные нами программы для симулирования спектров ЯМР олиго- и полисахаридов и родственных соединений и предсказания структуры по данным ЯМР подразумевают два аспекта: предсказание спектров по структурам и предсказание структур по спектрам.

Предсказание спектров ЯМР 13C и 1H углеводов

Glycan-Optimized Dual Empirical Spectra Simulation (GODESS, "Двойное эмпирическое симулирование спектров, оптимизированное для углеводов") объединяет эмпирические подходы к предсказанию спектров ЯМР 13C:

1. Инкрементная схема (только 13C) предсказыввает подспектры мономерных остатков, используя специальные спектральные базы данных по моно-, ди- и тримерным фрагментам, теоретическим эффектам замещения и стерическим поправкам. Изначально она была разработана в рамках проекта Biopolymer Structure Elucidation (BIOPSEL) в 2001-м году. С тех пор она была усовершенствована, адаптирована к большему разнообразию структур (в том числе включающих неуглеводные компоненты) и приобрела веб-интерфейс. В 2013-м году мы показали, что этот алгоритм значительно превосходит используемые в ЯМР-исследованиях квантовомеханические подходы (напр., geometry+giao: B3LYP/6-311G++(2d,2p) и PBE/PBE) как по точности предсказания химических сдвигов 13С углеводов в водных растворах, так и по быстродействию [ref]. Нажмите здесь для более подробной справки на сайте проекта.

2. Статистическая схема (13C и 1H), адаптирующая подход HOSE к атомным группировкам и использующая эвристический алгоритм генерализации структуры, оптимизированный для углеводов. Этот подход не требует специальных баз данных, а использует "большую" регулярно пополняемую базу CSDB (>4000 спектров). Алгоритм обощает структурное окружение предсказываемого атома до тех пор, пока в базе не будет найдено достаточно структурно-близких фрагментов, и усредняет химические сдвиги с учетом выбросов. В зависимости от характера обобщения, его стереохимии и удаленности от предсказываемого атома, ему придается определенный вес. Критерием нахождения оптимального набора обощений является их минимальный общий вес. В 2015 средняя точность предсказания на природных углеводах и гликоконъюгатах составила 0.86 м.д. для 13C и 0.07 м.д. для 1H [ref]. Нажмите здесь для более подробной справки на сайте проекта.

3. Как инкрементная, так и статистическая схема оценивают достоверность и точность каждого конкретного предсказания. На основании этих значений, полноты выборки и разброса данных в базе, гибридная схема (только 13C) комбинирует результаты двух подходов, используя гибкие коэффициенты. Нажмите здесь для более подробной справки на сайте проекта.

Статистическая и гибридная схемы позволяют проследить использованные данные и обобщения вплоть до исходных публикаций. Оба подхода реализованы в виде модулей Базы данных углеводных структур (CSDB). Чтобы ввести структуру и запустить симуляцию, нажмите Extras/Predict NMR в меню CSDB или используйте прямую ссылку: NMR simulation. Сервис генерирует одно- и двумерные спектры ЯМР и таблицы отнесения сигналов, примерно так:

NMR simulation

В настоящее время поддерживается схематическая визуализация спектров 1D 13C, COSY, COSY RCT, COSY DQF, TOCSY, edHSQC, HSQC-TOCSY и HMBC для произвольной рабочей частоты. Точность предсказания на двух типичных структурах отражена на рисунках:

COSY simulation HSQC simulation

 

Здесь можно посмотреть презентацию сервиса GODESS на Балтийской Встрече по Углеводам Микробов в Ростоке, 2016 (PDF, слайды и доклад).

Предсказание углеводных структур по спектрам ЯМР

Generation, Ranking and Assignment of Saccharide Structures (GRASS, "генерирование, ранжирование и отнесение структур сахаридов") - это итератор структур, перебирающий все возможные варианты строения олигосахарида, полисахарида или гликоконъюгата в пределах заданных структурных ограничений. Обязательными параметрами являются неотнескенный экспериментальный спектр ЯМР 13C и число остатков в олигомере или повторяющемся звене полимера. Точность предсказания может быть улучшена указанием дополнительных данных, таких как число CH2-групп, общее число β-сахаров, данные метилирования, мономерный состав (GC), абсолютные, аномерные конфигурации и размеры циклов и т.д. Быстрый эмпирический симулятор спектров ЯМР 13C вызывается для каждой генерируемой структуры, после чего спектры ≤500 наилучших структурных гипогтез уточняются медленным, но более точным статистическим методом. Алгоритм толерантен к неточной оцифровке спектра ЯМР (лишние или пропущенные сигналы). Структурные гипотезы ранжируются по степени сходства предсказанного и экспериментального спектров:

ВВОД:
  • экспериментальный спектр ЯМР 13C (обязательно)
  • мономерный состав (желательно)
  • структурные ограничения (опционально)
  • ПРЕДСКАЗАНИЕ:
  • топология молекулы / повторяющегося звена
  • последовательность остатков
  • позиции замещения, размер цикла
  • абсолютные и аномерные конфигурации
  • ВЫВОД:
  • ранжирование структур
  • оценка точности и достоверности
  • сравнение симуляция-эксперимент
  • отнесение предсказанных спектров
  • Это программное обеспечение является дальнейшим развитием программы BIOPSEL (BIOpolymers Primary Structure ELucidation), разработанной в 2001 году в рамках моей диссертационной работы. Исходная программа работала с регулярными гликополимерами, построенными из остатков, соединенных гликозидными, амидными и фосфодиэфирными связями. Детальное описание возможностей и принципов работы оригинальной версии находится здесь. Поддержка 32-битного консольного приложения для Windows прекращена, так как в настоящее время функциональность программы реализована в виде более медленного, но намного более удобного в использовании и функционально насыщенного модуля для Carbohydrate Structure Database, имеющего веб-интерфейс. Нажмите здесь для более подробной справки на сайте проекта.


    Дополнительные материалы:

    Poster 2017

      Презентация GODESS, 2016 (7th Baltic Meeting on Microbial Carbohydrates, Росток) (PDF, слайды и текст)

      Постер GODESS + GRASS, 2017 (18th Bratislava Symposium on Saccharides, Братислава) (JPG, 660Kb)

    Избранные публикации:


    CSDBНаука : CSDB BIOPSELНаука : BIOPSEL ScienceДом : Наука
     
    Последнее обновление: 2017 июль 4      Домой

GODESS / GRASS

is a software to simulate 13C NMR spectra of oligo- and polysaccharides, and to predict structure from spectra.

Glycan NMR spectra simulation

Glycan-Optimized Dual Empirical Spectra Simulation (GODESS) accumulates two empirical approaches to the 13C NMR spectra simulation:

1. Incremental scheme (13C only) composes subspectra of monosaccharides and other residues from dedicated database of mono-, di- and trimeric fragments, theoretical substitution effects and steric strain effects. It was initially deployed as Biopolymer Structure Elucidation (BIOPSEL) software in 2001. Since then it has been improved to accomodate greater variety of residues and structural features, including non-carbohydrate constituents, and got a web-interface. In 2013 we proved that application of this scheme on water solutions of natural glycans outperformed quantum-mechanical NMR calculations in large basis sets, such as B3LYP/6-311G++(2d,2p) or PBE/PBE both in accuracy and speed [ref]. Click here for more details on the project web-site.

2. Statistical scheme (13C and 1H) adopts HOSE idea at the level of residues and utilizes heuristic algorithm of structure generalization tuned for carbohydrates. This approach does not need dedicated databases but uses a large and regularly updated database (CSDB, >4000 spectra). It generalises structural surrounding of the atom under prediction until enough structurally-similar fragments are found in the database and averages found chemical shifts with outlier removal. Depending on the generalization type, stereochemistry and distance from the simulation site, a weight factor is assigned to every generalization act. Minimal total weight is a criterion of finding out the best generalization pathway. In 2015 we achieved average simulation accuracy on bioglycans and glycoconjugates as 0.86 ppm per 13C resonance and 0.07 ppm per 1H resonance [ref]. Click here for more details on the project web-site.

3. Both approaches report trustwothiness and/or accuracy of every atom simulation. Based on these values and dataset size and dispersion, a hybrid scheme (13C only) combines the results from the two approaches using flexible scale factors. Click here for more details on the project web-site.

Database-driven schemes allow tracking of assumptions, generalizations and chemical shifts down to original published data. Both approaches are available as features of Carbohydrate Structure Database. To enter a glycan structure and run simulation, click Extras/Predict NMR in the CSDB left menu or use a direct link: NMR simulation. Output includes one- and two-dimensional simulated spectra and signal assignment tables, exemplified below:

NMR simulation

Currently, the following experiments can be schematically visualized at any spectrometer frequency (plain or assigned): 1D 13C, COSY, COSY RCT, COSY DQF, TOCSY, edHSQC, HSQC-TOCSY and HMBC. Accuracy of predictions on two typical bioglycan structures is shown in the figures:

COSY simulation HSQC simulation

 

NMR-based structure ranking

Generation, Ranking and Assignment of Saccharide Structures (GRASS) is a structural iterator, which generates all possible saccharide-containing oligo- and polymers within the specified structural constraints. The only mandatory constraint is a number of residues per oligomer or polymer repeat unit, but the accuracy can be improved by other contraints, such as number of CH2 carbons, number of β-sugars, methylation analysis data, GC monomeric composition, absolute, anomeric or ringsize configurations, partial sequence data etc. A fast empirical 13C NMR spectrum simulator is called for every structure, and ≤500 best matches are refined by the slower but more accurate statistical simulator. The algorithm is tolerant to missing or extra signals in the inputed experimental spectrum. Structural hypotheses are ranked accordingly to the similarity between experimental and simulated spectra:

INPUT:
  • experimental 13C NMR spectrum (mandatory)
  • monomeric composition (desirable)
  • structural constraints (optional)
  • PREDICTION:
  • oligomer or repeating unit topology
  • sequence of residues
  • substitution pattern
  • absolute, anomeric and ringsize configs
  • OUTPUT:
  • ranking of structures
  • trustworthiness and accuracy estimation
  • comparison of simulated vs. experimental spectra
  • This software is a further improvement BIOPSEL software developed within my PhD thesis in 2001. BIOPSEL application was a structural elucidation of regular glycopolymers built of residues linked by glycosidic, amidic and phospho-diester bonds. Click here for the detailed description of features and principles of the original software. The maintenance of standalone console Windows 32-bit application has been ceased, as it was reborn as a slower but much more convinient alternative: a module of Carbohydrate Structure Database with web-interface. Click here for more details on the project web-site.


    Supplementary materials:

    Poster 2017

      Presentation of GODESS, 2016 (7th Baltic Meeting on Microbial Carbohydrates, Rostock) (PDF, slides & text)

      Combined poster on GODESS and GRASS, 2017 (18th Bratislava Symposium on Saccharides, Bratislava) (JPG, 660Kb)

    Selected publications:


    CSDBScience : CSDB BIOPSELScience : BIOPSEL ScienceHome : Science
     
    Last update: 2017 Jul 4      Home