Автопутешествие Онега-Воттоваара-Тихвин
заметки.

Фотоотчет об этой поездке находится здесь

   Впечатления

день 1: во избежание прелестей трассы М10 поехали по Дмитровскому шоссе (далее Калязин-Кашин-Белозерск). Заночевали в поле в районе Талдома. В этой поездке испытывали навигацию с помощью ноутбука-планшетника с установленными Garmin Mobile PC (Дороги России TOPO 6.14) и Ozi (растровые карты СССР от 1:50000 до 1:200000). Оказалось довольно удобно, только эти программы не могут разделять один датчик GPS, т.е. чтобы переключаться между ними "на лету", не прерывая связь со спутниками, нужно два GPS-приемника. Также по результатам испытаний стало ясно, что прочность кронштейна для 2-килограммового навигатора нужно расчитывать с большим запасом, особенно с учетом характера дорог в северной части России.

день 2: Перед поселком Красный Холм находится брутальное место - монастырь, разрушенный лет сто назад (судя по состоянию каменных построек - от некоторых из них остались только стены). Из религиозных признаков посреди территории возвышается современный крест, а вокруг - груды камня, пять полуразваленных домов, на которые можно залезть, ржавые телеги, козлы (здесь я имею в виду сельскохозяйственных животных) и продукты их жизнедеятельности. Решили доехать до Вытегры. На одной из лесных дорог навстречу выполз динозавр - раскрашенный черепами ГАЗ-69. Я помог водителю по мелочи с системой охлажденния (до этого он просто доливал вытекающую воду из луж), в результате чего мы были приглашены в его большое хозяйство в деревне Попчиха, где имели возможность изучить особенности конструирования печей в позапрошлом веке и получили (на месте и собой) огромное количество еды - ее хватило на несколько последующих дней. Был приятно удивлен, так как совершенно не ожидал от деревенских жителей такого гостеприимства.

день 3: Двигаясь по грейдерам со скоростью около 40 км/час и по асфальту около 80 км/час, мы хотели побыстрее удалиться от цивилизации, чтобы было меньше проблем с поиском мест для ночевок. Белозерск покинули уже ночью и обнаружили, что оба обозначенных на картах (включая советскую топографическую карту 1:100000) моста через Шекснинское водохранилище на местности являются паромами, которые ночью, естественно, не работают. Так как расписание работы обнаружить не удалось, решили не ждать наугад, а объехали водохранилище с юго-востока, сделав 120-километровый крюк. Возможно, к восточному берегу Онежского озера можно пробраться с запада от Белого озера, но помня, как три года назад утопили в этом труднопроходимом районе машину, оставили эксперименты с западным берегом Белого на будущее. К вечеру добрались до города Пудож (Дороги России TOPO упорно не хотели вести нас на север с восточной части Онежского озера, хотя дорога там вполне приличная и по расстоянию короче), заночевали на берегу Лембозера. Стоянки на берегу хорошие, а дороги к ним довольно плохие, что с учетом близости поселений - только плюс.

день 4: На восточном берегу Онежского озера местами попадается замечательный сосновый лес без подлеска, на земле только иголки, вереск и лишайник. Покатались, отметили места потенциальных стоянок. Грибов в этом году попадалось мало, что было скомпенсировано заездом в едальни в проезжаемых населенных пунктах. Набив брюхо блинами в Медвежьегорске и забив в навигатор Гимолы, поехали на запад по его указаниям. На полпути признаки асфальта ожидаемо исчезли и появились вновь только через три дня. Где-то на конечном отрезке навигатор предложил срезать несколько десятков километров по "дороге без покрытия". Это затея вылилась в двухчасовой штурм бездорожья между двумя вытянутыми озерами, в конце которого мы уперлись в стоянку на берегу, которая была, к сожалению, занята. Так что, если задача - прибыть в некий пункт, а не помесить грязь, то лучше ехать по грейдеру, не обращая внимания на призывы творения "Навиком" свернуть на дорогу без покрытия. Как правило, они проходимы без спецсредств только первые несколько километров. К закату добрались до поставленной несколькими годами ранее точки на карте, и эти координаты оказались в озере Юдозеро в ста метрах от берега. Сам берег - часть мыса, заезд на который возможен только на внедорожнике и с применением бензопилы. Т.е. то, что надо:). Провели там две ночи, съездив между ними на Воттоваару.

день 5: Путь из поселка Гимолы к Воттовааре найти несложно, хотя основные дороги перекрыты карьером. Зато местные знают "как проехать к Смерть-горе". Подножие начинается примерно через 20 км движения по проселку, и можно оставить машину прямо там. Можно также объехать гору с запада и найти стоянку на северо-западном склоне, сократив пеший путь наверх. В принципе, если поставить такую цель, на подготовленном джипе можно заехать и на вершину (потратив намного больше времени, чем пешком). Мы оставили машину у западного подножья, ломанулись вверх по кратчайшему пути и менее чем через час были на вершине. Вершина представляет собой плато около 6 квадратных километров, усеяное валунами размером до пяти метров и поросшее неестественно кривыми деревьями с многочисленными изломами и обугленностями. Попадаются даже микроболотца. Место чрезвычайно необычное и красивое, недаром оно использовалось для культовых отправлений. Спускались вниз с севера, обнаружили там признаки цивилизации - пятна палаток, кострища, частично оборудованные стоянки и несколько джипов. Нечто, похожее на дорогу, упорно не хотело вести нас вниз, поэтому было принято решение сократить путь, продравшись пешком вниз по просеке на западном склоне. Шли строго на запад, и наша траектория неминуемо должна была упереться в дорогу, огибающую гору снизу. Тем не менее, потратив на полкилометра спуска по валунам почти час, мы попали в равнинный заболоченный лес без каких-либо признаков дороги. Подниматься снова на гору и начинать все сначала уже не было сил, поэтому, озадаченные перспективой ночевки на болоте, мы тупо перли на запад и через пару километров все-таки вышли на дорогу - оказалось, что в этом месте она делает изгиб "от горы". К слову, GPS-приемник с картой решил бы нашу проблему легко и непринужденно, но он остался в машине.

день 6: Обратно ехали через Поросозеро (там есть заправка, но такого ужасного вида, что долили бензин из канистры и поехали дальше), Суоярви, Петрозаводск. В последнем провели несколько часов, прочищая термостат и радиатор (вроде бы помогло - перегреваться перестал) и заночевали в четыре часа утра в гостинице за 900 руб (удобства на этаже). Это позволило нам дважды - вечером и утром - воспользоваться услугами замечательного как по ценам, так и по качеству еды бистро DejaVu (ул. Ленина, 20). Надеюсь, вам не пригодится, но информация лишней не будет: хороший круглосуточный автосервис в Петрозаводске и при нем же магазин запчастей (ADO) находится "возле танка" (любой местный подскажет).

день 7: Весь следующий день шел дождь, и, добравшись к ночи до Тихвинского района Ленинградской области, мы совершенно не хотели останавливаться на ночлег. Периодические заезды в поля с целью поиска места для приготовления еды привели нас лишь в заросли мокрой травы, зато где-то после Тихвина прямо у дороги обнаружилась крытая беседка. В дождливую погоду она прекрасно выполнила свою функцию (крыша, стол, скамья), тем более, что по дороге все равно почти никто не ездит.

день 8: Заправившись грибами:), ехали всю ночь, выкатились на Ленинградку в районе Валдая и около полудня прибыли Москву. Общий пробег составил 3100 км, из которых около 1500 - асфальт, 1300 - грунтовки, 300 - бездорожье. Потратили 12 тысяч рублей, в основном на бензин (+одна ночевка в гостинице). За неделю нам повстречались две совы, заяц, лисенок, большое количество лосиного дерьма и стая диких гусей, расположившаяся прямо на дороге. Один из них, взлетая, ударился в ветровое стекло, но, видимо, без последствий, так как найти его нам не удалось.

   Маршрут

Маршрут: Москва - Талдом* - Рыбинск - Череповец - Белозерск+ - Вытегра - Пудож - оз. Лембозеро* - Медвежьегорск - Поросозеро - оз. Юдозеро** - г. Воттоваара - Гимолы - Поросозеро - Суоярви - Петрозаводск* - Лодейное поле - Тихвин+ - Валдай - Тверь - Москва (* = ночь, + = ночь в движении)

Маршрут 2009
   Оборудование

   Подробный список использованного туристского оборудования ("что брать с собой") можно посмотреть здесь.


 
Текущие расходы, связанные с этой поездкой, оплачены Dana Mad.
PlacesПрочее: путешествия JourneysФотография: поездки NatureФотография: природа

 Домой