Автопутешествие Архангельск-Мезень-Сыктывкар-Великий Устюг
заметки, карта, информация.

Фотоотчет об этой поездке находится здесь.

Полезная информация для путешественников - см. конец страницы.

   Впечатления

день 1: До Архангельска с нами ехал второй экипаж - Антарес, Эрин и Верный на Ford Focus. Так как они нас догоняли, в первый день ехали особенно медленно и со множеством заездов в описанные на dead-cities.ru брошенные деревни. В одной из них - Захарьево (поворот с М-8 на Кукобой, ~20 км) был обнаружен странный объект - части исполинских деревянных зубчатых колес. Через саму деревню нет даже намека на дорогу, т.е. брошена она, видимо, довольно давно. Сохранились развалины около пяти домов и проем колодца, в который мы чуть было не свалились. Из достопримечательностей, расположенных близко к трассе, стоит отметить разрушенный храм на кладбище около деревни Григорково. Поиск ночевки, куда мог бы проехать Focus, c одной стороны проще - не надо лезть в говны, с другой - сложнее, так как все доступные места находятся слишком близко к очагам цивилизации. Найти место у воды не получилось, тем более, что большиснтво мелких речек центральной России в этом году превратилось в канавки с засыхающей грязью. Заночевали на краю какого-то сельскохозяйственного поля.

день 2: Где отремонтировать скол на лобовухе в Вологде не нашли, зато после долгих поисков нашли подъезд к воде на оз. Кубенское (полкилометра на северо-восток от деревни Новое). Попытка зайти в воду по пояс привела к удалению от берега метров на триста. Возможно, это из-за сухого года. Во время поисков места для ночевки по пути к заболоченной низине вокруг оз. Шиченгское наткнулись на руины Вознесенско-Ефимовского монастыря. Несколько строений, новые кресты, видны попытки восстановления. Судя по всему, в ближайшие пять лет там мало что изменится. Монастырь отделен от грунтовки бродом через Сямжену с последующим крутым подъемом. В сухую погоду это сочетание проходимо для любой машины. За монастырем есть дорога к озеру и несколько неплохих стоянок. Посколько двумя машинами останавливаться на виду не так стремно, как одной, встали на ночь прямо около брода с видом на монастырь. Там же подтянули колесные подшипники и отрегулировали схождение на глаз. В четыре утра Сямженские менты тихо подъехали, оставили машину поодаль, и, предварительно заняв тактически грамотную позицию, разбудили нас на предмет шмона. Как выяснилось, была ориентировка, связанная с гробокопателями. Проверяли все досконально. Не найдя металлоискателя, извинились, и, сказав "ничего личного, у нас работа такая" удалились.

день 3: Пока мы ехали, третий экипаж (Олег и Вера из Ухты, немного подготовленный Тагер) нашли место у одного из притоков Северной Двины. Вроде бы вечером пили немного... А про этот день ничего больше не помню. Какие-то отрывочные воспоминания про буксировку Фокуса по грязевым засадам.

день 4: В Архангельск заезжали только за пропусками в погранзону Мезень. Хотя и индустриальный берег возле какой-то промзоны был вполне приятен. По крайней мере, люди приходят туда как на пляж. Есть такая замечательная сеть - Блинхаус. Работая по тем же ценам, что и московский Теремок, они предлагают большее разнообразие блюд (причем в нормальной посуде) и обслуживание. Кажется, я не ел такого количества блинов за один присест уже много лет... Дорога по восточному берегу Северной Двины где-то на уровне Малых Карел проходит мимо незастроенного полуострова с большим количеством выходов к реке. Похоже, это единственное незастроенное место в районе, где есть подход к воде. Так как значительная часть населения города ездит туда купаться, решили поискать место для ночевки чуть подальше. В результате потратили часа три, периодически снимая хай-джеком Focus с бревен и бетонных плит. Найденное место на обрыве в ста метрах от реки и в трех километрах от устья Ляльвы было обнесено колючей проволокой, но из-за высоченной травы, которую пришлось приминать колесами, ее не было видно:)

день 5: Почти сразу же после начала движения закончился асфальт. Грунтовка в Мезень отвратительна. На уровне больших препятствий она ровная и вполне проходимая на любой машине, но мелкие неровности расположены с таким периодом, что можно ехать или 5 км/час, или 60. Все, что между, вызывает высокоамплитудную конвульсивную дрожь в облаке пыли. Несколько раз пытались с нее съехать и поехать мелкими дорожками параллельно берегу Пинеги. Первый раз уперлись в разрушенный мост, потеряв всего пять километров. Вторая попытка вывела нас на бетонку с деревянными мостами, которая закончилась в Луковецком.
В Петухово с грунтовки дороги отчетливо виден заманчивый пейзаж - ровный песочек пляжа, широкая река, несколько купающихся группок людей и УАЗ, призывно стоящий на песке в полкилометре вдоль береговой линии. Возможно, он стоит там специально, чтобы заманивать лохов-туристов, которые обеспечивают потом работу трактору:). Заехал я тоже легко, а вот выезжая понял, какая это засада. Сухие зыбучие пески можно пройти только с разгона на первой пониженной и не снижая оборотов ниже 4000. Раскапывал канавку под сентраки, разгонялся по ним, и вылетев на песок, старался проехать по инерции как можно дальше. Через 40 минут возни и три-четыре таких приема удалось выехать своим ходом. В Кулое, где мы договорились встретиться с экипажем Тагера, мы прождали два часа, периодически пытаясь дозвониться до них с крыши здания почты, доступ на которую возможен через его разваленные внутренности. Они тоже съехали на чудо-пляж, но для двухтонной машины уже понадобился трактор. По-видимому, такое там происходит постоянно.
Спутниковых телефонов у нас не было. Вполне возможно, ошейник для кошек с GPS, оставленный в одной из машин, решил бы проблему локализации этой машины другим экипажем за меньшие деньги. К понтону через Кимжу подъехали уже за полночь (что заодно обеспечило нам бесплатный проезд), и встали на ночь в первом попавшемся поле.

день 6: Потеряли пробку масляной горловины, вырезали замену из УАЗовского сайлент-блока. В Мезени есть аэродром, краеведческий музей, колодцы, две заправки, автосервис, пара ржавых БТРов и пограничники, подъезжающие посреди поля для проверки документов. Пытаясь доехать до поселка с романтияческим названием "Полуночная Пыя" были остановлены нешироким болотцем. Выложили сендтраками, после чего я попытался проскочить эти 10 метров с ходу. Уже на третьем метре я сел по верхний край колес, после чего машина начала погружаться со скоростью пара сантиметров в минуту. Несколько перепугавшись, выдернули назад лебедкой другой машины, предварительно зафиксировав ее с использованием локального рельефа. Потери составили брызговик, погнутую выхлопную трубу, так как вытаскивать из-под машины бревна было некогда, и залитый салон. Вечер и следующее утро сушили, подваривали и латали.

день 7: Оказывается, нигде не документированный код ошибки 15 возникает, если мотору не хватает воздуха. Тащился на пределе мощности с закрытой пробкой шноркеля и только приехав на сервис в Мезени, догадался, в чем дело. Грунтовка на юг до Смоленца радовала многочисленными песчанными отмелями, подъехать к которым можно прямо с дороги. Половина ширины Мезени в этом году была представлена обнажившимся дном, а другая половина была шириной метров 100 и глубиной по пояс. После Смоленца кончается грунтовка, и начинается красивая дорога по берегу Мезени, с эпизодическими мостиками и бродами через притоки. Обозначенная на картах дорога в километре от берега представляет собой зимник, а дорога непосредственно по берегу нигде не обозначена, хотя на местности на ней даже знаки встречаются (в основном, ограничение грузоподъемности мостов - 3 т. в том числе перед бродами:)). Заключительный 30-километровый участок перед деревней Ценогора - лесовозная колея, засыпанная глубоким сухим песком. Так как торопились на заправку, испытали полный комплект динамических ощущений, сопутствующих ралли по неровному сыпучему грунту. В Ценогоре в девять вечера заправщика у цистерн не обнаружили, но местный мужик за пузырь показал нам, где он(заправщик) живет. Так как наличие заправки в Койнасе задано неявно, а следующая заправка - только в Усогорске, заправляться из этих цистерн надо обязательно.

день 8: Переправились на южный берег Мезени в Усть-Кыме. Существует также зимник по северному берегу в сторону Кыссы, и далее в сторону Ухты (Усть-Цылемский тракт). В летнее время, как говорят, непроходим. Частная баржа грузоподъемностью в одну машину оперирует на мелководье и берет по одной машине за раз. На северном берегу, в деревне - лодки, вонь и жуткая грязь. На южном - вода, солнце и песчаный пляж. Начало дороги по южному берегу есть как по кромке воды, так и напрямик, через выгоревшее поле. В Усть-Низемье не работал ни один магазин, а довольные местные отдыхали с самого утра в связи с днем города - деревне исполнилось 402 года. В сторону Большой Пыссы идет песчаная (непрофилированная) дорога с кучей мостиков, часть из которых разрушена, и двумя-тремя неглубокими бродами через притоки. Из Большой Пыссы в Малую ходит паром. Потрепались с местными ментами и двинули по другому берегу в сторону Усогорска. Дорога со сложным рельефом, не застряли ни разу только потому, что был сухой год. По словам местных, в мокрую погоду на УАЗах приходится штурмовать подъемы по несколько часов. Там, где мы остановились на принятие пива и сон, совершенно сухой белый мох покрывал землю 5-сантиметровым ковром на площади несколько десятков квадратных километров.

день 9: К северу от Усогорска через Мезень построен огромный бетонный мост. К слову, на месте Усогорска на "генштабовской" километровке 80-х годов - одно болото. Он что, такой новый? Дороги от Усогорска в Микунь, обозначенной в атласе как P-28, летом не существует, точнее она начинается как асфальт, но после Буткана, пройдя через брошенную промзону, превращается в непрофилированную грунтовку, потом превращается в зимник, потом упирается в болото. Чтобы попасть в Микунь нужно сделать 300-километровый крюк на запад по бетонке. Поворот направо с лесовозной колеи P-28 на пересекающую ее под прямым углом бетонку: N 43º12' E 049º30'. После Ёдвы ж/д переезд, за ним плавно налево, далее дорога упирается в T-образный перекресток. По ошибке поехали налево и приехали в брошенную деревню Уктым, где в 10 километрах от большой воды ржавеет гибрид катера с БТР. Если бы не тормознули попавшийся нам встречный лесовоз, так бы и не узнали, что на Т-образном надо было направо. Тогда примерно через 55 км - поворот налево, далее по брутальнейшей бетонке с проплывающими мимо остовами ржавой техники через брошенную деревню Вашка. Водители лесовозов вполне дружественные, всегда останавливались, если поднимал руку, рассказывали дорогу. В Вашке Тагер пробил колесо, также ему пригодился дополнительный бензин из канистр. Вся эта дорога - геморрой жуткий, плит в бетонке иногда не хватает, иногда они торчат боком, мосты полуразваленные, езда очень сложная. В час ночи доехали до Яренска совершенно измотанные, сняли гостиницу. Гостиница Околица, больше напоминающая общагу для вахтовиков, стоит 700 р. с человека в двухместной комнате без душа. Обстановка и атмосфера - совковая.

день 10: Яренск-Айкино - убийственный асфальт, как застывшее море в шторм. Хорошо, что не поехали по ней ночью, точно бы не досчитались деталей подвески. После Айкино ровная асфальтовая Р-28 в Сыктывкар. Гостиница Ольга вполне пристойная, 2000 р. за большой хороший номер с душем. В Сыктыке оторвались в баре с помощью музыкального автомата - там оказался небольшой, но все же приемлемый выбор хэви-металла, которым так приятно распугать посетителей:). Среди прочих сортов обнаружили сладкое пиво Iris, которое получает первый приз в соревновании на отстойность. Так как я всегда покупаю по возможности побольше сортов местного пива ради этикеток в коллекцию, у меня сложились некоторые представления о Российских пивзаводах. Похоже Сыктывкарский - один из худших.

день 11: Можно констатировать, что поставленная задача - проезд Мезень-Сыктывкар - была решена. Из-за всепроникающей пыли и тряски износ машины за эту тысячу километров эквивалентен двадцати тысячам по асфальту. Олег и Вера поехали домой в Ухту, и дальше мы продолжили одной машиной. Обозначенная в атласе непрерывная дорога Сыктывкар-Великий Устюг по северному берегу Вычегды на местности имеет 20-километровый разрыв, проходимый только на внедорожнике. Начало буераков через поля - Литвино, конец - Устье (полузаброшенная, но с памятником). По дороге видели не менее пяти разрушенных кирпичных храмов (в т.ч. - Богослово, Лена). Для ночевки - удалились в лес на километр по брошенной лесовозной дороге и встали прямо на ней.

день 12: Отправил Дану в Москву поездом за запчастями, так как подшипник полуоси был готов сдохнуть в любой момент. сам подшипник я купил в Сыктывкаре, а вот точить фиксирующую втулку на месте не хотелось. По этой же причине решили не делать 80-километровый крюк в Мотьму по заброшенной узкоколейке. В ожидании запчастей сидел в Котласе. Нашел неплохой кузовной автосервис "На бугорке", где мне заварили три трещины в железе - последствия прыжков по мезенским камням и бревнам. В городе два ресторана: в одном нет и половины того, что написано в меню, а также отсутствует как класс разливное пиво. Другой называется Медведь, и народу там явно побольше:)

день 13: Котлас, гостиница Советская. Номер за 450 р. оправдывает название гостиницы (мыла нет, душ платный, полотенце микроскопическое, на любую просьбу ответ с примерно следующим смыслом: это положено только постояльцам в номерах люкс, а вам не дадим даже за деньги). Зато предельно дешево.

день 14: Горе-слесарь медленно и некачественно разобрал тормоза и подшипник заднего колеса и ушел. С концами... пришлось собирать самому, так как перспектива оставлять там машину на ночь и тащиться пешком в гостиницу была пугающей. Хозяин оказался вполне адекватным, помог со сборкой, денег не взял. Сошлись с ним на мысли, что такие работники на хрен не нужны. Так устали, что опять сняли гостиницу и совершили очередное пивозаседание в ресторане Медведь.

день 15: По информации с сайта dead-cities.ru в этом районе есть заброшенная деревня с интригующим названием Химцех. Cначала решили добраться до нее с севера, но проехав 50 км до Савватии узнали, что разрушена переправа через узкую, но глубокую речку с обрывистыми берегами, и единственным способом ее пересечь является строительство моста. Несмотря на то, что остальная часть зимника в Сусоловку с учетом сухого года была вполне проходима, развернулись и поехали в Котлас на мост через Северную Двину, далее через Устюг, включая паромную переправу обратно на восточный берег. Грунтовка подходит к самой деревне, однако она оказалась не брошенная, а вполне живая. Сам химзавод - это два обломка стен из белого кирпича. Короче, абсолютно ничего интересного. Зато по пути полазили по двум заброшенным храмам - один в Ильинском, другой прямо в поле у дороги, примерно через 10 км после первого. На выезде из Устюга были остановлены за оргстекло на переднем номере. Мои права вместе с протоколом отправились в Устюжский суд, из которого они, я надеюсь, попадут в Московский. Как раз в этот день был принят закон о драконовских мерах за прикрытие номерных знаков чем бы то ни было, и мы попали под раздачу. Менты на контакт не шли, выполняли все по протоколу, чем и обеспечили нам этот геморрой с правами, судами, отделениями ГИБДД и пр. Заночевали над живописным 100-метровым обрывом у места впадения Стрелинки в Сухону.

день 16: В Тотьме снова попали на день города (873 года), но блинков хороших не нашли, и через пару десятков километров окончательно развалился передний колесный подшипник - при попытке его подтянуть он высыпался в виде роликов и обломков сепаратора. Несмотря на опасения, что не удастся вытащить из ступицы внешние конические обоймы, их перепрессовка прямо у дороги прошла успешно, хотя все вместе и заняло три часа. Этот район не обеспечен достаточным количеством водоемов с подъездныим путями, поэтому решили переночевать в гостинице. "Просто поесть" в Вологде ночью не удалось, в наличии были только понтовые рестораны (или мы не знали правильных мест). Мы пришли в один из таких полуклубов-полукафе грязные, усталые и под впечатлением от проделанной работы и, заказав побольше пива, смущали гламурных девочек-официанток трепом "о кувалдах и зубилах".

день 17: Установили на место расконтрившуюся заднюю колодку (съем тормозного барабана - тот еще геморрой). Вологодский аналог наших "Граблей" называется "Огород". Все вполне съедобно, и главное - блины есть:). А вот в погоне за блинками в закрывающейся блинной в Переславле, сели задним бампером на забор (без последствий). Не думайте, что мы питаемся только блинами. Еще пивом и грибами, но последних в этом году не было. "Заброшенный" храм в Троицком (5 км от 152 км дороги М-8) находится в процессе реставрации, судя по всему уже несколько лет.
В Москву въехали вечером, и, что не может не радовать, своим ходом. Прямые расходы во время поездки составили 44 т.р., из них еда и напитки - 10.0, бензин и масло - 13.0, ремонты и поездка за запчастями - 9.5, гостиницы - 8.0, переправы - 1.2. Косвенные расходы, связанные с износом и подготовкой машины, с учетом ее возраста - еще как минимум 50 т.р. Но оно того стоило!

   Маршрут

Маршрут (часть I): Москва - Гари* - Вологда - * - * - Архангельск - * - Боброво- Ценовец - Паленьга - Леуново - Кузомень - Гбач - Каргомень - Пинега - Кулогора - Кулой - Чижгора - Кимжа* [р. Кимжа, понтон] - [р. Мезень, паром] - [р. Пёза, паром] - Мезень - к северу от Мезени*(* = ночевка)

Маршрут (часть II): Мезень [р. Пёза, паром] - Целегора - Кеслома - Смоленец - Ценогора* - Белощелье - Чучепала - Усть-Кыма [р. Мезень, баржа] - Койнас - Усть-Низемье - Пысса [р. Мезень, паром] - Политово* - Мелентьево - Чернутьево - [р. Мезень, мост] - Усогорск - Буткан - Ёдва - Усть-Очея - Яренск* - Айкино - Сыктывкар* - Коряжма [р. Вычегда, понтон] - Котлас [р. Северная Двина, мост]*** - Великой Устюг [р. Северная Двина, паром] - Химцех (радиальная поездка) - Тотьма - Вологда* - Москва (* = ночевка)

Маршрут 2010
   Оборудование

   Подробный список использованного туристского оборудования ("что брать с собой") можно посмотреть здесь.

   Заправки на участке Архангельск-Сыктывкар
   Переправы
   Прочее

Сотовая связь (МТС, Мегафон) работает до Кулогоры и после Яренска

Получение пропусков в погранзону: факсом список машин/номера, ФИО участников с паспортными данными. Рассматривают до 30 дней, но обычно бывает быстрее. Забирать в Архангельске по адресу:

Прямые расходы, совершенные за время поездки, оплачены Dana Mad.


PlacesПрочее: путешествия JourneysФотография: поездки NatureФотография: природа

 Домой